Нормативные документы

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о физико-инженерном факультете
 УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина»

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физико-инженерный факультет является организационно-административным структурным подразделением учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», обеспечивающим осуществление УО МГПУ им. И.П. Шамякина образовательной и научной деятельности, учебно-методической работы по физико-математическому направлению подготовки специалистов для системы образования.

Факультет осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения высшего образования.

Деятельность факультета регулируется Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными и методическими документами Министерства образования Республики Беларусь, Уставом университета, данным Положением, документами системы менеджмента качества университета.

Руководство деятельностью факультета осуществляет декан. В пределах своей компетентности он издает распоряжения и указания, обязательные для профессорско–преподавательского состава, сотрудников, аспирантов и студентов факультета.

Декан факультета назначается приказом ректора университета по представлению Совета факультета из числа профессоров или опытных доцентов данного, как правило, факультета. Он несет ответственность за деятельность факультета.

2 ЗАДАЧИ

Основными задачами факультета являются:

  • организация и осуществление учебной, методической и научной работы на факультете;
  • координация деятельности кафедр, входящих в состав факультета;
  • организация и проведение идеологической и воспитательной работы на факультете;
  • организация научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • создание необходимых условий для творческой работы обучающихся;
  • оперативное руководство и регулирование учебно-воспитательного процесса;
  • реализация Политики и достижение целей в области качества в пределах функций, закрепленных за факультетом.

3 ФУНКЦИИ

Для решения задач факультет осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает рабочие учебные планы и другую учебно-планирующую документацию и представляет их на рассмотрение Совета университета;
  • осуществляет планирование зачетно-экзаменационных сессий, государственных экзаменов;
  • формирует учебные группы и готовит распоряжения о переводе студентов на очередной курс;
  • готовит приказы об отчислении и восстановлении студентов по установленным основаниям и другие приказы по факультету;
  • осуществляет контроль за соблюдением обучающимися на первой и второй ступенях получения высшего образования установленного распорядка дня и дисциплины в университете, посещаемостью учебных занятий;
  • координирует и контролирует подготовку кафедрами учебно-методических комплексов, методических разработок и рекомендаций для проведения учебных занятий;
  • организует повышение квалификации работников факультета;
  • обеспечивает соблюдение требований документированных процедур системы менеджмента качества университета;
  • осуществляет маркетинговую деятельность в области первой и второй ступеней получения высшего образования;
  • проводит мониторинг и измерение уровня знаний обучающихся на первой и второй ступенях получения высшего образования;
  • проводит анкетирование и обработку анкет по оценке удовлетворенности потребителей;
  • своевременно предоставляет отчеты по результатам анкетирования студентов.

4 СТРУКТУРА

В состав факультета входит семь кафедр: теоретической физики и прикладной математики, общей физики и методики преподавания физики, математики и методики преподавания математики, информатики и методики преподавания информатики, профессионального обучения, основ строительства и методики преподавания строительных дисциплин, психологии и педагогики профессионального обучения.

5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

Наименование структурного подразделения, с которым установлены связи

Наименование документа, отправляемого подразделению, указанному в графе 1

Наименование документа, получаемого от подразделения, указанного в графе 1

1

2

3

Отдел кадров

Списки обучающихся

Сведения о выпускниках

Ведомости персонального распределения  выпускников

Приказы по обучающимся

Сведения об обучающихся по запросам

Предложения (представлении, докладные, решения) о поощрениях или наказаниях работников

Характеристики на работников, представляемых к поощрениям и наказаниям

Характеристики на работников для прохождения аттестации

Предложения в план повышения квалификации

Копии приказов по обучающимся

Копии запросов для предоставления информации в другие организации

Учебно-методический отдел

Графики учебного процесса

Аналитические материалы по итогам зачетно-экзаменационных сессий и аттестаций студентов

Сведения о кандидатурах студентов на получение именных стипендий
Составы государственных экзаменационных комиссий

Документы на оформление оплаты председателям ГЭК

Списки обучающихся

Результаты мониторинга достижения целевых показателей

Предложения по изменениям и дополнениям в документы СМК

Копии учебных планов

Копии рабочих учебных планов

 

Распорядительные документы
План внутреннего аудита

 

Отчет по внутреннему аудиту, протокол несоответствий (аспект для улучшения)

Планово-экономический отдел

Направления на оплату за восстановление и cдачу разницы в учебных планах при восстановлении в число студентов

Направления на заключение договоров при восстановлении в число студентов

Прейскуранты цен на оказание платных услуг

Сведения о стоимости обучения за учебный год

Сведения на материальное поощрение сотрудников факультета и студентов

План по оказанию платных услуг

Канцелярия

Исходящая корреспонденция для отправки по месту назначения

Номенклатура дел

Копии приказов

Входящая корреспонденция

Кафедры

Распорядительные документы

Копии приказов

Графики коллоквиумов, зачётов, экзаменов

 

Сведения к составлению расписания учебных занятий

Графики открытых занятий

Планы проведения научно-методических и учебно-методических  семинаров

Факультет также взаимодействует и с другими подразделениями университета и внешними организациями по вопросам, касающимся своей деятельности.

6 ПРАВА

Права работников факультета регламентируются нормативно-правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, трудовым законодательством Республики Беларусь, Уставом университета, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о факультете, должностными обязанностями.

Работники факультета имеют право:

  • избирать и быть избранными в Совет университета и другие коллегиальные органы университета;
  • участвовать в обсуждении и решении вопросов учебной, методической, научно-исследовательской работы и других направлений деятельности университета, разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию деятельности коллектива;
  • участвовать в работе научно-методических советов и комиссий, а также международных и республиканских конференций, съездов, симпозиумов и совещаний;
  • пользоваться библиотекой, читальным залом и другой учебно-вспомогательной базой университета;
  • публиковать результаты научных исследований;
  • выдвигать свои кандидатуры на замещение вакантных должностей, для поступления в докторантуру и аспирантуру, представления к ученым званиям «доцента» и «профессора» в соответствии с действующим законодательством;
  • на ознакомление с документацией СМК университета;
  • участвовать в разработке документов СМК университета;
  • подавать предложения по совершенствованию документов СМК, разработке целей университета в области качества.

7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работники факультета несут ответственность за выполнение должностных и профессиональных обязанностей, все виды причиненного ущерба в период профессиональной и должностной деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

ПОЛОЖЕНИЕ
о рейтинговой системе оценки знаний студентов физико-математического факультета
УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина»

                  1. Общие положения     
1.1. Рейтинговая система оценки знаний  студентов на физико-математическом факультете УО МГПУ введена с весеннего семестра 2002-2003 учебного года.

1.2. Изменения и дополнения в данное Положение вносятся приказом ректора по решению Совета физико-математического факультета.

                  2. Цель внедрения и задачи рейтинговой системы
2.1. Основная цель рейтинговой системы оценки знаний - подготовка факультета к включению в единое мировое образовательное пространство в соответствии с положениями Болонской конвенции.

2.2. Рейтинговая система призвана изменить направленность мотивации от избегания неудач на достижение успеха; содействовать реализации индивидуальной траектории обучения студентов; повысить объективность оценкикачества знаний; стимулировать повседневную систематическую работу студентов и приучать будущих учителей к ежедневной работе по самосовершенствованию.

2.3. Основные задачи, решаемые на факультете при внедрении рейтинговой системы оценки знаний:

  • подготовка преподавателей и студентов к работе в новых условиях единого образовательного пространства;
  • создание прозрачной и понятной системы критериев оценки успешности учебной деятельности студентов по каждой дисциплине;
  • стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов в течение всего семестра;
  • повышение качества знаний и профессиональной подготовки студентов;
  • активизация форм и методов управляемой самостоятельной работы за счет поэтапной и дифференцированной оценки всех видов учебной деятельности.

                   3. Система выставления баллов по учебным дисциплинам

3.1.         Успешность учебной деятельности студента оценивается как сумма баллов по всем видам учебной работы в соответствии с их рейтингом.

3.2.       Рейтинговая оценка знаний (РОЗ) является итоговой отметкой по дисциплине. Максимальный балл, который студент может получить по итогам изучения дисциплины, равен десяти.

3.3.        Вклады различных видов учебной деятельности по каждой дисциплине в течение семестра от максимального балла распределяются следующим образом:

  • работа в семестре – 50%;
  •  итоговые знания на экзамене – 50%.

3.4.  Работа студента в течение семестра по различным видам деятельности так же дифференцируется в соответствии со следующими критериями:

  • самостоятельная работа, подготовка к занятиям, выполнение индивидуальных семестровых занятий – 20%;
  • итоги контрольных работ, контрольных срезов, коллоквиумов, аудиторных самостоятельных работ – 30%.

                    4. Методика оформления отчетной документации

4.1. Оценки успеваемости студентов, выставляемые на каждом занятии, фиксируются в  студенческих журналах. Итоговые отметки учебной работы студентов в течение семестра и отметки поитогам контрольных мероприятий, проводимых в течение семестра, выставляются в зачетно-экзаменационные ведомости не позднее, чем за пять дней до начала экзаменационной сессии.

4..2.. Студенты, имеющие по результатам работы в семестре и поитогам контрольных мероприятий неудовлетворительные отметки, допускаются к экзамену только после отработки и получения положительной отметки по контрольным мероприятиям.

4.3. Методика расчета итоговой РОЗ осуществляется по следующей формуле (Приложение 1).
РОЗ = 0,2*С+0,3*К+0,5*Э; где
С - отметка за работу студента в течение семестра;
К - отметка по итогам контрольных мероприятий, проводимых в течение семестра;
Э - отметка на экзамене.
Все результаты итоговой РОЗ округляются согласно математическим правилам.

4.4. В случае, когда студент получил положительную отметку на экзамене и неудовлетворительную итоговую отметку с учетом результатов текущей успеваемости в течение семестра, онможет быть допущен к пересдаче текущих форм контроля, составляющих 30% итоговой отметки, в ходе экзаменационной сессии,что не противоречит Положению о курсовых экзаменах и зачетах в вузах, утвержденному приказом министра образования   № 53 от 29.05.2012. Результаты пересдачи оформляются в зачетно-экзаменационном листе.

4.5. При неудовлетворительной отметке на экзамене в ведомости выставляется соответствующая неудовлетворительная отметка (1(один), 2 (два), 3(три)).

4.6.  Итоговая отметка работы студента по дисциплине выставляется в ведомости.

4.7. При неудовлетворительной отметке на экзамене студент имеет право пересдать экзамен повторно согласно  Положения о курсовых экзаменах и зачетах. При этом рейтинговая система оценки знаний  не применяется.

4.8. Таблица расчета РОЗ дается в приложении 4.

 

 

Приложение 1

Пример расчета РОЗ
Пусть учебная работа студента в течение семестра по дисциплине оценена преподавателем на «ШЕСТЬ», т.е. С = 6, что соответствует 0,2*6=1,2 балла. Оценка за контрольные мероприятия в течение семестра «СЕМЬ», т.е. К = 7, что соответствует 0,3*7=2,1 балла. Таким образом, за работу в семестре студент набрал 3,3 балла.
На экзамене ответ студента оценен преподавателем на «ЧЕТЫРЕ» – Э = 4, что соответствует 0,5*4=2 балла. Тогда итоговая оценка данного студента РОЗ=3,3 + 2 = 5,3 . Путем округления введомости выставляется – «ПЯТЬ».

 Приложение 2

Образец экзаменационного листа

 УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина»

 ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ № _______

текущей аттестации вне учебной группы

 

Форма получения высшего образования: дневная, заочная

                                                           (нужное подчеркнуть)

Ступень высшего образования: первая, вторая

                                            (нужное подчеркнуть)

Форма текущей аттестации: _____________________________________________________________________________

                                               (курсовой проект (курсовая работа), зачет (диф.зачет),

                                               экзамен, кандидатский зачет, кандидатский экзамен)

Текущая аттестация проводится: первично, повторно, комиссией

                                                           (подчеркнуть)

Учебный год ________________ Семестр ____________________

Факультет _______________________________________________________________________________

Курс ______________________ группа _______________________ № зачетной книжки ______________

Дисциплина _________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Всего часов по дисциплине в семестре _________________

Фамилия, инициалы преподавателя(ей) ____________________________________________________________________

Фамилия, инициалы обучающегося _______________________________________________________________________

Дата выдачи ведомости _________________________________________________________________________________

Ведомость действительна по ________________________________________________________

 

Декан факультета _______________       ___________________________________

                                (подпись)                                  (инициалы, фамилия)

                                  М.П.

 

Работа в течение семестра ____________________________________________

Оценка по итогам контр. мероприятий __________________________________

Оценка на экзамене___________________________________________________

Рейтинговая  оценка знаний__________________________________Дата аттестации _________________

 

Подпись преподавателя (ей) ______________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

 

Приложение 3

Образец зачетно-экзаменационной ведомости

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П.Шамякина»

 

ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ № ___

текущей аттестации учебной группы

 

Форма получения высшего образования: дневная, заочная

                                                                       (нужное подчеркнуть)

Ступень высшего образования: первая, вторая

      (нужное подчеркнуть)

Форма текущей аттестации: _______________________________________________________

(курсовой проект (курсовая работа), зачет (диф.зачет),

экзамен, кандидатский зачет, кандидатский экзамен)

 

Учебный год ________________________ Семестр _________________________________

Факультет ___________________________________________________________________

Курс _______________________________ Группа ___________________________________

Дисциплина (название практики)__________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Всего часов по дисциплине (практике) в семестре _____________________________________

Фамилия, инициалы преподавателя(ей) ______________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата проведения аттестации ________________________________________________________

 

п\п

Фамилия,

инициалы обучающегося

зачетной

книжки

Работа в течение семестра

Отметка по итогам контрол.

меропр.

Отметка на экзамене

Рейтинг. отметка знаний

Подпись преподава-теля

1.

Антонов А.А.

10020

6

7

4

5 (пять)

 

 

Декан факультета ____________________                     _______________

                                            (подпись) и              (инициалы, фамилия)

                                               М.П.

 

Количество обучающихся, присутствовавших на аттестации ______________

Количество обучающихся, получивших отметки:

10 (десять)___________________________

9 (девять)____________________________

8 (восемь)___________________________

7 (семь)_____________________________

6 (шесть)____________________________

5 (пять)___________________________

4 (четыре)___________________________

3 (три)___________________________

2 (два)___________________________

1 (один)___________________________

Количество обучавшихся, не явившихся на аттестацию

 

(в том числе не допущенных к аттестации) ___________________________

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете физико-инженерного факультета

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет компетенцию, состав и организацию деятельности совета физико-инженерного факультета.

1.2. Совет физико-инженерного факультета (далее – совет) является основным органом самоуправления, который организован в целях решения основных вопросов деятельности факультета.

1.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, Уставом УО МГПУ им. И.П.Шамякина, документами системы менеджмента качества университета и настоящим Положением.

2 КОМПЕТЕНЦИЯ И СОСТАВ СОВЕТА

2.1. К компетенции совета относятся:

2.1.1. определение перспективных направлений развития факультета, рассмотрение планов работы факультета, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;

2.1.2. внесение предложений о совершенствовании структуры факультета, определение основных направлений деятельности кафедр и факультета;

2.1.3. рассмотрение вопросов организации учебно-воспитательного процесса, повышения качества и эффективности подготовки специалистов, магистров;

2.1.4. рассмотрение вопросов формирования контингента обучающихся, структуры специальностей факультета;

2.1.5. избрание по конкурсу на замещение вакантных должностей доцентов, старших преподавателей, ассистентов;

2.1.6. представление кандидатур от факультета в Совет вуза;

2.1.7. принятие решений по вопросам развития науки и сотрудничества с учреждениями образования и научными организациями в сфере научной деятельности;

2.1.8. укрепление связи образовательного процесса с производством, взаимоотношений с организациями – заказчиками кадров;

2.1.9. содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;

2.1.10. утверждение планов работы факультета, целевых показателей в области качества;

2.1.11. заслушивание и утверждение отчетов декана факультета и его заместителей по основным направлениям деятельности, заведующих кафедрами и других должностных лиц об организационной, учебно-методической, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работе;

2.1.12. анализ эффективности маркетинговой деятельности в области первой и второй ступеней получения высшего образования;

2.1.13. анализ результатов мониторинга и измерения уровня знаний обучающихся на первой и второй ступенях получения высшего образования;

2.1.14. представление кандидатур в Совет вуза о назначении именных стипендий обучающимся.

2.2. Состав совета формируется из представителей профессорско-преподавательского состава и обучающихся.

2.3. Представители профессорско-преподавательского состава должны, как правило, составлять не менее 75 % от общего числа членов совета факультета.

2.4. Персональный состав совета утверждается приказом ректора университета.

2.5. Срок полномочий совета факультета – не более 5 лет.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА

3.1. Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета (декан факультета). В период его отсутствия руководство работой совета осуществляет лицо, исполняющее обязанности декана факультета.

3.2. Председатель совета:

  • организует работу совета;
  • утверждает план и регламент работы совета;
  • утверждает повестку заседаний совета;
  • ведет заседания совета;
  • ставит на голосование в порядке поступления предложения членов совета;
  • организует голосование и подсчет голосов;
  • контролирует выполнение решений и поручений совета.

3.3. Участвуя в открытом голосовании, председатель голосует последним.

3.4. Текущую деятельность совета обеспечивает секретарь совета, который избирается из числа членов совета по итогам открытого голосования членов совета на первом заседании совета.

3.5. Секретарь совета:

  • извещает членов совета о проведении заседаний совета;
  • ведет протоколы заседаний совета;
  • предоставляет информацию о выполнении решений и поручений совета председателю совета.

3.6. Член совета:

  • участвует в заседаниях совета, иных мероприятиях, проводимых советом;
  • вносит предложения для обсуждения на заседаниях совета;
  • выступает по обсуждаемым вопросам в соответствии с установленным на заседании совета регламентом;
  • выдвигает кандидатов, избирает и может быть избранным в комиссии, образуемые советом;
  • участвует в работе других органов самоуправления университета, факультета при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию совета;
  • своевременно и качественно выполняет решения и поручения совета.

3.7. Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год и утверждается деканом факультета после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед факультетом.

3.8. Совет осуществляет свою работу в форме заседаний. Заседания Совета проводятся не менее одного раза в месяц.

3.9. Заседания считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов совета.

3.10. На заседание совета приглашаются лица, которые могут быть привлечены к подготовке материалов по рассматриваемым вопросам. Приглашенные лица пользуются правом совещательного голоса.

3.11. На заседании совета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем совета.

3.12. Решения Совета являются обязательными для профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов и студентов факультета.

Решения совета по вопросам образовательной, воспитательной, научной деятельности, обновления и развития материально-технической базы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

При избрании на должность доцента, старшего преподавателя, ассистента решение принимается тайным голосованием в порядке, который определен соответствующими положениями. По иным вопросам вид голосования (тайное, открытое) и порядок его проведения определяются советом.